История
«Авито» (Avito) был создан 15 октября 2007 года. Основали компанию шведские предприниматели Йонас Нордландер и Филип Энгельберт. Идея открыть собственный бизнес появилась у Нордландера ещё в 1998 году. Спустя год он вместе с друзьями создал интернет-аукцион Tradera.com, который в 2006 году был продан компании eBay за 48 млн долларов США. В 2007 году Нордландер посетил Россию и увидел в ней перспективный рынок с большим потенциалом развития, даже несмотря на небольшие показатели проникновения интернета в стране на тот момент (в пределах 20-25 %). Вернувшись в Швецию после визита в Россию, Нордландер начал встречаться с инвесторами и продвигать идею создания сайта объявлений. Одним из инвесторов был Филип Энгельберт, на тот момент работавший в компании, купившей справочники Yellow Pages. Нордландер и Энгельберт объединили усилия и вместе создали «Авито».
Запущенный в 2007 году сайт «Авито» специализировался на товарах повседневного спроса. Также, помимо публикации объявлений, на сайте присутствовала возможность размещения аукционов. Уже в 2009 от этой функции было решено полностью отказаться, вместо этого руководство компании сфокусировалось на работе с объявлениями.
В 2010 году ежемесячная аудитория сайта расширилась до 10 млн уникальных посетителей. Компания получила инвестиции в размере 26 млн долларов от шведского концерна Investment AB Kinnevik и фонда Northzone Ventures. На украинском рынке был запущен проект TORG.ua, позднее объединённый с OLX.ua
В 2011 были запущены мобильная версия сайта и мобильное приложение, а также сервис «Магазины» с возможностью создания витрин для товаров. В 2012 году портал вошёл в топ-5 самых посещаемых ресурсов русского сегмента интернета после ВКонтакте, Одноклассников, Mail.ru и Яндекса. На сайте были запущены категории «Авито Авто» и «Авито Недвижимость».
Компания привлекла дополнительные 75 млн долларов США инвестиций от Accel Partners и Baring Vostok Private Equity Fund.
Также в 2012 году «Авито» запустила сайт Avito.ma в Марокко, который стал крупнейшим сайтом объявлений в этой стране. В 2013 году произошло слияние «Авито» и ресурсов OLX.ru и российского сегмента Slando, принадлежащих южноафриканскому холдингу Naspers, под одним брендом — «Авито», после чего был изменён логотип. Взамен Naspers получил 17,8 % компании. Запустились новые вертикали «Авито Услуги» и «Авито Работа». 15 мая 2014 года состоялся запуск совместного проекта «Авито» и компании Korbitec, входящей в группу Naspers, — сайта объявлений о недвижимости Domofond.ru. Решение о развитии нового портала было связано с намерением создать специализированный сайт объявлений федерального масштаба.
В конце 2014 года ресурс TORG.ua, принадлежавший «Авито», был продан группе Naspers и объединён с сайтом OLX.ua. Компания также заняла 10-е место в рейтинге крупнейших интернет-компаний в России по версии Forbes.
3 июля 2015 года состоялся запуск сервиса контекстной рекламы «Авито Контекст». С весны 2015 года для наращивания выручки компании на «Авито» началось введение платы за размещение бизнес-объявлений. При этом для обычных пользователей, которые продают личные вещи, была сохранена возможность бесплатного размещения в разных категориях. В июле 2015 года «Авито» продал свою долю в марокканском проекте Avito.ma. В роли покупателя выступила скандинавская группа Schibsted. 1 октября компания объявила о покупке логистического агрегатора CheckOut.
23 октября медиахолдинг Naspers подписал соглашение о приобретении контрольного пакета акций компании «Авито», увеличив свою долю с 17,8 % до 67,9 % посредством полного выкупа долей у фондов Kinnevik (владел 31,2 %), AccelPartners (4,3 %), Northzone (5,7 %) и приобретения акций у других инвесторов. 9 ноября 2015 года ФАС РФ опубликовала решение об одобрении сделки.
В сентябре 2016 года «Авито» стал единственным владельцем сайта Domofond.ru. Акции были выкуплены у прежних акционеров и соучредителей Domofond.ru — компании Property24, принадлежащей южноафриканской группе Naspers, и двух миноритарных акционеров.
Весной 2018 года «Авито» запустил сервис доставки товаров от продавцов к покупателям по более чем 650 городам России. В июне 2018 года «Авито» объявил о запуске услуги по онлайн-бронированию квартир для посуточной аренды, с возможностью синхронизировать календари с другими площадками (например, Airbnb). В сентябре 2018 года на «Авито» появилась система отзывов и рейтингов продавцов, в которой покупатели оценивают совершённую сделку. В октябре 2018 года компания расширила сеть доставки до 3600 пунктов выдачи.
25 января 2019 года южноафриканский холдинг Naspers стал владельцем 99,6 % в капитале «Авито».
В этом же году «Авито» начала сотрудничество с Почтой России. Это позволило расширить радиус доставки до 19 877 населённых пунктов. Ранее опция отправки товаров была доступна только для 7 крупных городов.
13 января 2020 года «Авито» купил контрольную долю (51 %) в российской ИТ-компании MaxPoster, которая занимается автоматизацией дилерского бизнеса по продаже автомобилей с пробегом, а в декабре 2021 года консолидировала 100 % компании. В декабре 2020 компания купила 25 % в сервисе для поиска временных работников GigAnt, также компании договорились запустить совместный сервис по поиску временных исполнителей в пиковые часы нагрузки, который станет частью «Авито Работа». В 2023 году «Авито» вышла из стартапа в связи с «утратой доверия» к основателям, с которым имела судебные разбирательства из-за обвинения в растратах.
В феврале 2021 «Авито» анонсировал появление маркетплейса на платформе своего сервиса, начав внедрять транзакционную модель взаимодействия профессиональных продавцов и покупателей. В марте 2021 года на «Авито» появилась услуга онлайн-бронирования автомобилей от частных продавцов. В 2021 году «Авито» начала переговоры о покупке своего конкурента — сервиса недвижимости «Циан», на сентябрь 2021 сделка находилась на рассмотрении в ФАС. 6 октября ФАС отклонила сделку. В октябре 2021 «Авито» ввёл нововведение в процесс отправки товаров — на странице заказа продавец может выбрать отделение отправки, узнать его режим работы и точный адрес, увидеть график загруженности отделения и выбрать время посещения.
В апреле 2022 года «Авито» совместно с логистической компанией ExMail открывает пункты выдачи и отправки онлайн-заказов через «Авито доставку» в 12 городах России. 9 ноября 2022 года на «Авито» была добавлена характерная для интернет-магазинов функция «Корзина», чтобы можно было покупать товары с доставкой от различных продавцов сразу по нескольку позиций. 6 декабря 2022 года на «Авито» была введена комиссия на продажу товаров с помощью доставки для следующих категорий: «Одежда, обувь, аксессуары», «Детская одежда и обувь», «Часы и украшения», «Товары для детей и игрушки», «Красота и здоровье», «Музыкальные инструменты», «Спорт и отдых», «Охота и рыбалка», «Книги и журналы», «Коллекционирование». Её размер составляет 2 % от стоимости продажи.
В мае 2023 года «Авито» запустил в тестовом режиме доставку крупногабаритных товаров совместно с сервисом «Яндекс Доставка» в Москве и Санкт-Петербурге. В августе 2023 года «Авито» совместно с «Почтой России» запустили оплату при получении для заказов через «Авито Доставку».